Обзор игры Terraforming Mars / Покорение Марса
«Чтобы можно было увеличить иммиграцию с Земли, Марс должен быть терраформирован путем изменения его окружающей среды до такой степени, пока люди не смогут жить там без дорогостоящего защитного снаряжения, и даже незначительные несчастные случаи не станут смертельными. Поэтому мировое правительство решило поддержать любую организацию, которая внесет свой вклад в это масштабное начинание.»
Как корпорация, желающая заработать свой следующий большой космический куш, Вы и еще до четырех игроков приложите усилия, чтобы окончательно терраформировать красную планету и превзойти своих конкурентов.
Компоненты (4,5 из 5)
Честно говоря, для полного счастья мне подойдут компоненты среднего качества. Чтобы я расстроился, низкокачественные должны быть НАСТОЛЬКО плохими, что караул, а более высокое качество компонентов — это просто глазурь на торте. Ресурсных кубиков много и с ними приятно работать (кубики на 5 и 10 отлично помогают), жетоны в хорошем состоянии, карты хорошего качества. Книга правил могла бы быть немного понятнее в некоторых случаях, но в ней довольно легко ориентироваться. Во время игры мы ни разу не почувствовали, что нам чего-то не хватает. Нам хотелось бы, чтобы планшеты игроков были из двухслойного картона, чтобы наши маркеры производства не так легко сдвигались, но в таких случаях запомнить уровни своего производства было несложно.
Я слышал, что арт на картах на самом деле отвратный, но я меньше смотрел на картинки, а больше на текст.
Геймплей (5 из 5)
Игра проходит очень гладко, без особых заминок, пока все следят за своим следующим ходом. Игра делится на какое-то количество «поколений» (раундов), каждое поколение состоит из четырех фаз:
1) Смена порядка хода игроков (просто передайте жетон первого игрока)
2) Фаза исследования (вытяните четыре карты, заплатите по 3 M€, чтобы сохранить каждую из них)
3) Фаза действий (основная часть игры. Множество различных действий на выбор)
4) Фаза производства (производство новых ресурсов, обновление карт действий для использования в следующем поколении).
Марс холодный, сухой и негостеприимный для жизни. Планета считается терраформированной, и игра заканчивается, когда все три глобальных параметра достигнуты: на поле появляются 9 океанов, в атмосфере стало 14% кислорода, а температура поднялась с невыносимых -30°C до +8°C.
Действия бывают разных видов:
-заплатить и сыграть карту со своей руки (при условии, что Вы соответствуете её требованиям)
-использование любых повторных действий на уже сыгранных картах
-использование стандартных проектов (находятся на поле) для строительства городов, увеличения производства энергии, озеленения и т.д.
-заявка на достижение (стать первым, у кого есть три леса, первым, у кого есть три города, первым, у кого есть 16 карт в руке и т.д.)
-основание награды (сделайте ставку на то, что Вы закончите с наибольшим количеством денег, металла, тепла и т.д.)
-преобразование растений в леса или тепла в температуру (что повышает уровень кислорода или температуру, а также увеличивает ваш счет и увеличивает Ваш доход).
Карты выполняют множество действий, от увеличения временного запаса ресурсов до уничтожения производства другого игрока и размещения городов на внеземных телах, вращающихся вокруг Марса.
По порядку, до конца поколения, игроки выполняют одно или два действия. (Вариант «одно или два» позволяет сделать дополнительный хитрый ход, чтобы предпринять наиболее важное действие в данный момент, например, увеличить температуру два раза, чтобы получить бонусный тайл океана).
Настоящий интеллектуальный выбор в игре происходит при принятии решения о том, какие из Ваших четырех карт оставить в фазе исследований (стоимостью 3 M€ каждая), а затем когда их сыграть. Все остальные действия доступны в любое время, при условии, что у Вас есть ресурсы для их поддержки. Выбор времени стал ключевым моментом, так как некоторые глобальные параметры почти остановились, пока мы придумывали, как опередить другого игрока, чтобы получить бонусы за температуру или океан.
Решения типа
«Я хочу сыграть карту X, чтобы увеличить производство растений сейчас, но у меня закончатся деньги, а мой противник может заплатить за последнюю доступную награду»;
….
Но если я подожду еще одно поколение, чтобы сыграть карту Y после того, как я закончу требуемый следующий раунд, она повлияет на карту X увеличением производства растений, когда я ее сыграю».
стали обычным явлением. Каждый выбор имел свои преимущества, и иногда было восхитительно мучительно выбирать, по какому пути пойти.
Игра начинается медленно, пока Вы строите свой движок, но к концу игры для двух игроков стало трудно отслеживать все свои действия, но когда конец игры был уже близок, мы знали, какие действия нужно использовать.
Атмосфера (5 из 5)
Что касается тематического обоснования того, как все работает в игре, то на ум приходит всего несколько игр, которые делают это лучше. В книге правил затрагиваются некоторые из них, в том числе причины компоновки карты, или почему необходимы такие специфические параметры, как 9 океанов, уровень кислорода 14% и температура +8°, но карты — это то, где игра действительно сияет. Вот некоторые из моих любимых:
-Питомцы: Сыграйте карту питомца, и Вы сможете получать питомцев в каждом новом городе. Ничего дополнительно не требуется, ведь они живут в безопасных пределах магнитных полей города. К сожалению, Вы получаете только одно очко за каждых двух питомцев.
-Хищники: В качестве альтернативы, сыграйте «Хищников» (у которых есть требования по кислороду), и за действие Вы можете «есть» животных (включая Ваших питомцев) и конвертировать их в одно очко за каждого хищника. Может быть, поедание рыб или птиц было бы более дружелюбным для семьи? Возможно, но выражение лица моей жены, когда я описал, как глупо поступил мистер Пушок, выйдя за пределы магнитного щита, того стоило.
(Давайте не будем рассказывать моей жене, что я совершенно упустил из виду, что домашних животных нельзя есть)
-Поиск жизни: Потратьте один мегакредит, чтобы отправить команду на поиски жизни. Если Вы ее найдете — отлично, но на это может уйти несколько поколений. А если кто-то украдет Ваши находки… Упс!
-Ядерная зона: Ваша планета недостаточно горячая? Попробуйте взорвать ее! При этом Ваши примитивные методы не впечатлят ни Ваших коллег-ученых, ни мировое правительство и будут стоить Вам двух победных очков (в итоге я сыграл так, так как боялся потерять награду «Собственник», и в итоге это стоило мне игры.)
Последнее упоминание, которое так поразило меня, заключается в том, что в этой игре цель — сделать планету гостеприимной. Мировое правительство платит вам 20 мегакредитов в знак доброй воли, и как только Вы продвинете глобальный параметр, они заплатят вам еще один мегакредит в качестве стимула для продолжения хорошей работы. И как бы ни был мелочен один дополнительный мегакредит, корпорация в нас действительно продолжала бороться за то, чтобы стать самой выдающейся терраформирующей корпорацией в мире. (а может, мы просто в последнее время слишком много играли в игры Feld, где быть первым на пути игрока — ключ к победе).
Плюсы
-Построение движка
Построение движков — это всегда обоюдоострый меч для нас с женой. Получение нужных карт в нужное время может быть очень приятным, но когда Вы застряли в засушливой ситуации, когда нет хороших карт, нет средств для расширения или плохо кинуты кубики, каждый ход может быть мучением. «Покорение Марса» решает эту проблему, предоставляя Вам возможность использовать несколько карт. У каждой карты есть свои плюсы и минусы (сильные карты могут быть довольно дорогими и нуждаются в высокой температуре/кислороде. Стоит ли держать их половину игры?), а получение 4 карт в каждом раунде позволит Вам найти хотя бы ОДНУ карту в раунде, которая улучшит Ваш движок. Опциональный вариант в виде драфта еще больше смягчит проблему.
Жалкие 21 мегакредит в начале игры меркнут по сравнению с производством в виде 50 мегакредитов на финальной стадии производства, и если в одних случаях Вы игнорируете возросшее производство, то в других — процветаете (мое производство стали никогда не поднималось выше 1, но в течение 5 поколений мое тепло было на уровне 9). Все это говорит о том, что игра делает то, что должен делать любая механика построения движка: начинать медленно, постепенно наращивать производство, пока в конце игры Вы не окажетесь практически в избытке.
И, если всего этого было недостаточно, когда эндшпиль близок, и у Вас нет причин дальше развивать движок, Вы можете направить полученные деньги на более благие цели: города или зеленые насаждения, чтобы получить очки в конце игры. Слишком многие игры с построением движка дают Вам так мало возможностей в конце игры, но со Стандартными проектами этого никогда не произойдет.
— Винегрет победных очков
Чтобы победить, Вам, скорее всего, придется помогать продвигать ключевые параметры (кислород, океаны, температура), но это не единственный ключ к победе. Очки даёт 5 источников: Ваш рейтинг терраформирования, Ваши жетоны городов и лесов, полученные награды, достигнутые достижения и сыгранные карты.
Мы подсчитывали наши очки одномоментно практически шаг за шагом в указанном выше порядке, и, наблюдая за тем, как мой маркер очков продвигается все дальше и дальше, поскольку я превосхожу жену почти по всем показателям, я был уверен, что выиграю игру. И тут моя жена набрала на своих картах 27 очков, и выиграла игру на волосок. Так захватывающе!
-Атмосфера
Не нужно много говорить об атмосфере. Она прослеживается в каждом аспекте игры, от использования стали и титана для финансирования зданий и космических экспедиций до актуальности бонусов каждой корпорации (Interplanetary Cinematics представляет все как мыльную оперу, поэтому когда происходит событие [«Смотрите, приближается астероид!!!»], появляются дополнительные деньги).
-Дополнения
Обычно я не являюсь поклонником включения дополнений в базовую игру, если они действительно не влияют на ее играбельность, но поскольку один из моих минусов этой игры можно частично преодолеть (использование «Прологов» для сокращения времени игры), он заслуживает упоминания. В настоящее время существует большое количество таких дополнений, которые делают всевозможные вещи, например, добавляют глубину, ширину, дополнительные параметры в игру или больше используют энергию (главная причина, почему я выбрал движок на тепле). Когда базовая игра настолько хороша, дополнения обычно делают ее только лучше.
Минусы
-Продолжительность
Я знаю, знаю, я все это слышал. «Вы должны были это предвидеть, продолжительность указана на коробке»; «Игра идет быстрее, чем больше Вы играете»; и т.д.
Моя проблема с продолжительностью «Покорения Марса» связана скорее с его масштабированием (см. ниже), так как при большем количестве игроков игра будет казаться короче; но я добавляю продолжительность как аргумент «против», так как в игре есть возможность добавить еще два варианта: Карты «Эпохи корпораций» и драфт. В правилах обоих вариантов сказано что-то вроде «этот вариант делает игру длиннее и сложнее». Некоторые люди обожают 4-часовые игры, но я не из их числа. Добавление дополнительного времени к двухчасовой игре кажется излишеством, что очень жаль, поскольку некоторые карты «Эпохи корпораций» показались мне очень забавными. Даже включение «Пролога» для сокращения времени будет компенсировано только добавлением одного или обоих вариантов.
-Масштабирование
42 глобальных параметра (9 океанов, 14 пунктов для кислорода и 19 повышения температуры) должны быть выполнены в каждой игре по одному разу. Это укорачивает игру для 5 игроков (на каждого из них отводится по 8 или 9 параметров) или удлиняет игру для 2 игроков (на каждого из них отводится по 21 параметру). Хотя продолжительность игры, скорее всего, будет одинаковой независимо от количества игроков (если только не включен вариант с драфтом), для двух игроков пройдет больше поколений, что приведет к тому, что игра будет казаться вдвое длиннее. Идеально было бы иметь двухстороннее поле для 2-3/4-5 игроков, при этом 2-3 опытных игрока могли бы играть в более длинную версию на стороне 4-5, если бы того пожелали.
Окончательный вердикт
Не зря эта игра в настоящее время находится в рейтинге №4 на BGG. И как бы я ни наслаждался прохождением «Pandemic Legacy: Season 1», я не думаю, что она заслуживает второго места.
Построение движка в «Покорении Марса» почти идеально; атмосфера — одна из лучших. Всем, кто хочет перейти на более тяжелые игры, обязательно стоит обратить внимание на эту игру. Я настоятельно рекомендую всем попробовать поиграть в эту игру, даже если это будет всего один раз.
С другой стороны, у нас с женой не так много времени, чтобы играть в настольные игры. Я предпочитаю один или два этапа более тяжелой игры, чем она, поэтому она должна действительно любить более длинную игру (см. Dungeon Petz), чтобы быть готовой отказаться от двух или трех партий в небольшие игры, в которые мы могли бы поиграть за это время.
При построении движка часто может возникнуть ощущение, что Вы сильно отстаете от конкурентов, если у них есть один механизм, благодаря которому все остальное работает без сбоев. Хотя мы с женой не особо переживаем, выигрываем мы или проигрываем, 5 минут радости от неожиданной победы не могут превзойти предшествующие 2 часа агонии, когда ты чувствуешь, что все больше и больше отстаешь.
Учитывая все это, мы продадим нашу копию «Покорения Марса», помня о том, что мы испытали механику построения движка в её наивысшей форме. Я еще не нашел другой игры с таким удовлетворительным выбором; но если игра никогда не попадает на стол, у меня не хватит места, чтобы держать ее у себя.
До свидания, мистер Пушок. Вы не будете забыты.
Перевод. Оригинал на bgg.com