Варгеймы — это игры, в которых изображаются военные действия. Их действие разворачивается в различных временных рамках, от древнего периода до современных конфликтов и даже в будущем. Тематически варгеймы охватывают все — от действий между небольшими подразделениями на очень маленьком поле до более крупных, чрезвычайно детализированных конфликтов и даже войн глобального масштаба. Хотя большинство варгеймов основано на исторических ситуациях, существуют варгеймы, основанные на фэнтези или научной фантастике, а также варгеймы, основанные на гипотетических, но исторически обоснованных ситуациях (например, ядерная война между СССР и США). Вероятно, самым популярным периодом для варгеймов является Вторая мировая война, за которой следуют Наполеоновские войны и Гражданская война в США. Однако варгеймы охватывают широкий спектр конфликтов, и если вы интересуетесь какой-то конкретной войной, то, скорее всего, сможете найти игру, которая в той или иной степени ее освещает.
Три уровня масштаба
Масштаб варгеймом охватывает один из трех уровней военных действий — тактический, оперативный или стратегический. Тактические игры изображают стычку, сражение или серию сражений, используя меньшие по масштабу подразделения и карты, изображающие поле боя размером в несколько миль или меньше, иногда гораздо меньше. Примерами тактических варгеймов являются Advanced Squad Leader и Combat Commander: Pacific.
Оперативные варгеймы охватывают более широкий спектр военных действий, чем отдельные сражения. Они могут охватывать всю небольшую войну, или серию операций, или кампанию в рамках более крупной войны. Отряды крупнее, чем в тактических играх. Примерами варгеймов оперативного уровня являются «Крепость Европа» и «1914: Сумерки на Востоке.
Варгеймы стратегического уровня обычно воссоздают крупномасштабную войну. Обычно отряды в такой игре имеют масштаб корпуса или армии, хотя в так называемых «монструозных» варгеймах (нет установленного определения, но обычно это игра с большими картами и большим количеством жетонов, которая занимает много времени) могут быть изображены дивизии и даже более мелкие подразделения. Стратегические варгеймы чаще, чем игры тактического или оперативного уровня, включают в себя такие масштабные вопросы, как производство новых военных отрядов. Примерами стратегических варгеймов являются World in Flames, Paths of Glory и Here I Stand.
Другие аспекты
Помимо уровня варгеймов существуют и другие варианты — например, часто встречаются игры, посвященные исключительно морским сражениям и кампаниям. В качестве примера можно привести Wooden Ships & Iron Men и Sixth Fleet: Современная морская битва в Средиземноморье. Аналогично популярны варгеймы, изображающие воздушные сражения.
В рамках этих приблизительных определений существует огромное разнообразие механик, тем и подходов, а также множество уровней сложности; принято считать, что в среднем варгеймы сложнее других типов игр, хотя это не является жестким и непреложным правилом. Естественно, все варгеймы включают боевые действия — хотя не все игры, включающие боевые действия, обычно считаются варгеймами; например, в Imperial и Age of Empires III: The Age of Discovery есть боевые действия и военные силы, но большинство варгеймеров не считают их варгеймами. Некоторые варгеймы включают политические соображения, например, Ici, c’est la France! Алжирская война за независимость 1954 — 1962 гг. или Triumph of Chaos.
Количество игроков
Большинство варгеймов рассчитано на двух игроков, особенно тактические игры. Однако значительное меньшинство игр рассчитано на трех и более игроков. Примерами варгеймов для более чем трех игроков являются World in Flames, Friedrich, Here I Stand и Pax Romana. Условия победы в варгеймах сильно варьируются, как и их тематика. Общие пути к победе включают захват одной или нескольких целей на карте; уничтожение определенной части вражеских сил; накопление победных очков, полученных различными способами, включая захват целей и уничтожение вражеских подразделений.
Картон и миниатюры
В большинстве варгеймов для изображения военных подразделений используются картонные жетоны, на которых нанесены символы и цифры, описывающие характеристики каждого отряда. Общие характеристики включают размер подразделения, тип (например, кавалерия, крейсер, лучник, механизированная пехота…) боевую мощь и скорость передвижения — но можно найти и множество других параметров, таких как моральный дух, статус подразделения, национальность и т.д. Варгеймы с использованием миниатюрных фигурок для изображения военных подразделений также довольно популярны, как и варгеймы с деревянными блоками для подразделений, называемые «блочными играми».
Наконец, существует множество различных подходов к механике варгеймов. Механика передвижения включает в себя передвижение по гексам (пример: «Русская кампания»), по территории (Warriors of God: The Wars of England & France, 1135-1453) или по точкам (Friedrich); обратите внимание, что передвижение редко зависит от броска кубиков. Боевые действия часто решаются броском кубиков и обращением к таблице разрешения боевых действий (CRT) (например, Rise and Decline of the Third Reich или Lee vs. Grant: The Wilderness Campaign of 1864), или бросая кости, чтобы «ударить» противоборствующие подразделения (например, Wellington: The Peninsula War 1812-1814), или вычисляя шансы и разыгрывая карту, чтобы узнать результат (Kingmaker). Популярной механикой последних 15 или около того лет является игра картами, где карты разыгрываются либо для активации отрядов для движения, либо для получения преимуществ, описанных на карте, таких как подкрепление; We the People считается первой такой CDG, а другие примеры включают Paths of Glory и Empire of the Sun.